Классические стили в интерьере
Современная классика, или неоклассицизм, завоевывает все больше поклонников и ценителей, в силу универсальности, спокойствия и гармонии, присущих стилю. Классическая элегантная атмосфера домашнего уюта с нотками лаконичной классики, без намека на помпезность и демонстрацию роскоши. Стиль, всегда открытый для новшеств и сдержанных экспериментов.
Роскошный и эстетичный арт-деко, пришедший в 1925 году на смену «растительному» модерну, покорил сердца всей Европы, напомнив снова всем о роскоши и высоком стиле. Его появление стало возможным благодаря бурному развитию технического прогресса, в частности, промышленного дизайна. На смену пришли новые материалы, такие как слоновая кость, металл, позолота и перламутр, драгоценные камни и кожа экзотических животных.
Икона элегантности, классический стиль, пришел в конце ХVI века на смену помпезному барокко. В моде снова сдержанность, благородность, эстетичность, не допустима перегруженность интерьера. Все продуманно, симметрично, в гармоничных оттенках белого, бежевого, оливкового в сочетании с темными акцентами в отделке мебели и элементах художественного паркета.
Эклектика в интерьере — это настоящая находка для новаторов, любителей экспериментов и всего необычного. По сути, это создание индивидуального стиля за счет смешения и умелой компоновки элементов трех и более других стилей: хай-тек, классика, арт-деко, марокканский… В эклектике нет рамок, нет правил, главное – это удачная общая картинка и создание гармоничной связи между несочетаемыми предметами за счет света и цвета. В таком интерьере соединяются современные предметы и классические и этнические мотивы.
Пережитки народных представлений эпохи «варварства» нашли отражение в аскетичном романском стиле. Источник вдохновения – средневековые храмы, башни и крепости. Для оформления интерьера в романском стиле характерно стилизовать потолки под каменные своды, имитировать каменную кладку на стенах и на полу, продумать узкие арочные окна. Примитивная громоздкая мебель с коваными деталями и аксессуары наполнят атмосферу таинственностью.
Стиль модерн сформировался под влиянием японского искусства и искусства Древнего Египта с общей идеей преобразования мира по законам красоты. Его расцвет пришелся на конец XIX – начало XX веков. Интерьеры эпохи модерна, подражая разнообразию и великолепию природы, приобрели текучесть форм и плавность линий, богаты узорами, принтами и мотивами растительного и животного мира. Присутствуют изображения лилий, лепестков, бабочек и стрекоз.
Этот дворцовый и нарядный стиль в переводе с итальянского означает «вычурный». Действительно, барочные орнаменты отличаются своей пестротой и контрастностью, а в отделке превалирует позолота. Все это сочетается с массивной мебелью с резным растительным декором, дорогими тканями, пышным декором.
Архитектурность стиля ампир заключается в упорядоченности и симметричности классических элементов – колонн, пилястр, лепных карнизов, античных образцов скульптуры – грифонов, львов, лебедей, сфинксов, львиных лап, а также военной атрибутики. В помещениях высокие окна, тяжелые портьеры с символикой, балдахины. Преобладают яркие цвета – синий, красный, зеленый, и конечно, позолота.
Экспрессионизм как модное течение в искусстве был популярен в начале XX века, продукты творчества которого выражали яркое эмоциональное состояние художника, что отразилось на формировании соответствующего стиля интерьера. Для него характерна ярко выраженная оригинальная эмоциональность, энергия и индивидуальность, деформация композиции и архитектурных форм, ломка стереотипов и полный отказ от норм и стандартов. Однако, являясь последователем авангардизма, этот стиль более мягкий и домашний, с присущей ему гармонией в сочетании цветов и оттенков.
Для рококо характерны образы мира иллюзий и чувственно-эротические сюжеты. В интерьерах присутствуют средневековые китайские декоративные мотивы. Популярность использования расписных китайских ширм дала возможность создавать легко изменяемые пространства. Используемые выразительные образы и цвета должны исключать все мысли о земном и уносить в мечтательный мир иллюзий.
Ренессанс – целая эпоха культуры и искусства, царившая в ХIV-XVI веках в Европе и предшествовавшая культуре нового времени. Отражает возврат к формам римского искусства и античности. Для него характерны такие черты, как строгость, организованность, рациональность. В основе – идея подражания человеку формами и пропорциями. Большое внимание уделяется росписи в интерьере.
Маньеризм – переходный стиль эпохи Возрождения от классики к барокко. Своего рода новый взгляд на роскошь и демонстрацию богатства, гротескный способ подражания классическим идеям, смелые эксперименты с цветом и формой. В интерьере присутствуют несочетаемые и неестественные для классики цвета, псевдолепнина, псевдостатуи, гравюры с фантастическими и искажающими оригинал образами, имитация несуществующих окон, арок и дверей.
Стиль конструктивизм был популярным в Европе в 30-х годах и стал своего рода ответом на романтичные мотивы модерна, быстро наскучившие художникам. Для него характерны: отсутствие любого орнамента, мелких предметов, маленьких комнат и коридоров и перегородок, только единое пространство и функциональные мобильные конструкции абстрактной геометрии. В основе цветовой палитры чистые классические цвета – черный и белый.
Устрашающе величественный стиль готики пришел на смену роскошеству романского стиля с характерными зауженными пространствами, насыщенными контрастными цветами и атрибутикой средневековья: кованые канделябры, камины, сундуки и стрельчатые окна. Для стиля характерна ажурность и стремление к невесомости тяжелых предметов. Появляется кружевная ковка, высокие арочные своды и высокие окна с красочным витражом, симфония сочетания стекла, света и камня.
Викторианский стиль носит название эпохи правления королевы Виктории. Довольно эклектический стиль, сочетающий элементы классики, этнических стилей, неоклассики и многих других. Обусловлено это всеобщим интересом к путешествиям в экзотические страны, что не могло не отразиться на оформлении жилищ. В моде максимальная наполненность пространства, отсутствие пустоты и демонстрация достатка.
Упрощенный стиль бидермейер пришел на смену помпезным и дворцовым классицизму и ампиру. Сформировался в среде среднего класса с целью «одомашнить» интерьер и сделать его уютным. Впервые в истории с приходом этого стиля на первое место вышли простота и удобство. Большинство современных типов мебели берут начало именно в эту эпоху.
Ар-нуво (в переводе L'Art Nouveau – Новое искусство) зародился в начале 1880-х годов, источником вдохновения стала сама природа и полный отказ от четких линий и углов. В основе – изображения бутона, как символа новой жизни и экзотических «водяных» растений, таких как лилии, кувшинки, водоросли и ирисы. Цветовые сочетания и решения тоже диктуют природные стихии.
Античный стиль в интерьере легко узнать по наличию роскошных арок, колонн, цилиндрических сводов и атриумов, а также по наличию прекрасных скульптур богов, удивительных ниш с вазами, художественной росписи с батальным или винодельческим узором. Все в таком интерьере построено по принципу «золотого сечения», что создает ощущение особой гармонии в помещении.
Стиль авангард, возникший в конце XX столетия, выбирают яркие личности, экспериментаторы по своей природе. Энергия молодости, исторически обусловленная, и сочетание несочетаемого отразилось во всем – цветах, акцентах, формах, планировках.