Интервью журналу «Секрет фирмы»
Редактор делового издания «Секрет фирмы» взял интервью у генерального директора Группы Компаний «Фундамент» Михайлова Андрея Витальевича о том, как рынок ремонтных услуг переживает кризис.
Андрей Витальевич, мы хотели бы задать несколько вопросов компании «Фундамент» как одному из крупнейших игроков на строительном рынке.
— Как падение платёжеспособность россиян сказалось на ваших показателях? Упали ли обороты компании? На сколько процентов? — Какой средний чек ремонта сейчас? Изменился ли он за последние в кризис — стали ли больше или меньше?
Кризис сказался, конечно, упало количество заказов, но при этом существенно вырос средний чек. За счет этого, обороты Компании не упали, а по некоторым направлениям, таким как наш мебельный бизнес, выросли. Мы это связываем с тем, что кризис в первую очередь ударил по владельцам недвижимости эконом и среднего класса, а те Заказчики, которые приобрели и приобретают квартиры бизнес и премиум класса обладают достаточным количеством денежных средств, чтобы позволить себе тот интерьер, который они пожелают.
— Менялись ли цены на ваши услуги в кризис? Если выросли, то с чем это было связано.
Несмотря на кризис, стоимость работ выросла примерно на 20-30%, материалов – более чем на 60%. Работы выросли потому как в кризис изменился портрет нашего заказчика – он стал более обеспеченным, с существенно более высокими требованиями к своему интерьеру, а материалы подорожали из-за падения курса рубля.
При этом стоимость разработки дизайн-проекта интерьеров осталась на прежнем, докризисном уровне.
— Как устроен российский рынок строительных услуг в Москве: кто главные игроки на рынке? Сложно ли выйти на него выйти? Высокая ли конкуренция сейчас?
Крупных компаний, которые профессионально занимаются обустройством квартир и домов «под ключ» со всеми гарантиями, качеством, большим штатом профессионалов, официальным договором и 100% ответственностью на рынке не много, можно пересчитать по пальцам. Но, к сожалению, на этом рынке приходится конкурировать с небольшими фирмами, частными бригадами и, мягко сказать, с аферистами. По большей части из-за сказочно низких цен последних.
На рынок выйти, к сожалению, не сложно – у некоторых компаний, предлагающих услуги ремонта в Москве нет ни офиса, ни расчетного счета, ни допуска СРО (строительной лицензии), но при этом они предлагаю свои услуги по очень низкой цене. Как правило это связано с соответствующим качеством выполняемых работ.
Из-за таких «фирм» и частных бригад конкуренция огромная и потребителю иногда невозможно сориентироваться в таком разнообразии предложений и определить честную компанию с опытом от «вчера созданной».
— Какие главные проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка?
В первую очередь это обилие «однодневок» и частные бригады. Второе – это нет реального регулятора рынка. Даже созданные в 2010 году саморегулирующие организации (СРО) не справляются с таким объемом игроком на рынке и не в состоянии всех контролировать.
Все это только развивает недобросовестную конкуренцию и профессиональным компаниям, таким как наша, очень сложно найти «своего» клиента.
— Как и за счёт чего меняется рынок последние годы? Может быть, есть какие-то определённые тенденции.
Рынок услуг ремонта в Москве можно разделить на две группы. Первая – это средний класс (можно называть эконом, комфорт, как угодно). В нем мало что изменилось, т.к. на первый план выходит цена.
А вот вторая группа – премиум класс (можно называть его бизнес-класс, эксклюзив и т.п.), которая составляет 90% наших заказчиков конечно следит за современными тенденциями в интерьерах. Тут как в моде – каждый год проходят мебельные и интерьерные выставки в Милане и Париже, на которых европейские дизайнеры показывают новинки мебели, кухонь, отделочных материалов, освещения и т.п.
Так, например, в этом году на Миланской выставке явно прослеживался тренд использования в мебели и отделки помещений больших количествах мрамора и натурального камня. Это роскошно!
И конечно, наши заказчики, следят за современными тенденциями, и многие посещают подобные выставки.
— Как лично ваша компания старается поддерживать высокие показатели в кризис? Как вы удерживаете своих клиентов?
Основных принципа два.
Первое – это предоставления комплекса услуг. Мы одна из немногих компаний в Москве, в которой Заказчик может приобрести абсолютно все для создания своего интерьера – дизайн, ремонт, инженерию, мебель, сантехнику, свет – в общем абсолютно все, и при этом не нужно бегать по всей Москве и искать то, что понравится.
Второе – это качество наших услуг. В нашей работе важно «сарафанное радио», поэтому нам важно делать работы качественно и добросовестно. В этом направлении у нас проделана большая работа. Работает отдел качества, который опрашивает клиентов в ходе работ, направляя все результаты генеральному директору, на объектах помимо бригадира и прораба раз в неделю бывает специалист технического надзора, который проверяет правильность используемых технологий работы с материалами. Кроме этого все объекты посещает главный инженер. Все это позволяет делать работу на очень высоком уровне, которой будут довольны наши заказчики, и которую всегда готовы продемонстрировать нашим будущим клиентам.
Прочитать интервью генерального директора ГК «Фундамент» журналу ELLE Decoration